Порядок подачи электронных обращений граждан и юридических лиц

Со 2 января 2023 года в связи с вступлением в силу изменений и дополнений, внесенных в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З), изменяется порядок подачи электронных обращений.

Граждане и юридические лица реализуют право на подачу электронных обращений только через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.

Преимущества электронных обращений

Доступ к Системе для заявителей бесплатный и осуществляется через сайт (обращения.бел), на котором необходимо пройти регистрацию, после чего Система формирует личный электронный кабинет заявителя. Через свой личный кабинет заявитель может направить обращения в необходимый для него государственный орган или государственную организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет.


Преимущество направления электронных обращений посредством Системы:

  • повышение удобства заявителей при подаче электронных обращений и получении ответов на них;
  • Заявителю предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к Системе, в связи с этим отсутствует необходимость заполнения специальной формы на каждом интернет-сайте государственного органа или иной государственной организации;
  • Система также позволяет заявителю отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится электронное обращение, просматривать перечень поданных обращений, статус их рассмотрения, а также отзывать их.

Задать вопрос


Часто задаваемые вопросы:

Информация для родственников

Ответ: В Республике Беларусь деятельность ПАС регламентирована следующими документами:
1. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении». Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 433-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.10.2016, 2/2431) <H11600433>;
2. Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле» (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 № 237-З);
3. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 1993 г. № 111 «О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы Республики Беларусь».

О судебно-медицинской экспертизе

Ответ: В соответствии с законодательством патологоанатомическая служба относится к системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Судебно-медицинская экспертиза относится к Государственному комитету судебных экспертиз Республики Беларусь (учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 года № 202). Соответственно положения, касающиеся деятельности службы судебно-медицинской экспертизы, на патологоанатомическую службу не распространяются, если это специально не оговорено в соответствующих правовых актах. Статья 36 Закона «О здравоохранении» определяет, что судебно-медицинская экспертиза проводится в целях разрешения вопросов медико-биологического характера, возникающих по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях, экономическим делам, материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях.

Ответ: В соответствии с Постановлением Следственного комитета Респуб-лики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, от 25 сентября 2013 г. № 210/436/99 судебно-медицинская экспертиза выполняется в случаях мертворождения или гибели новорожденного при родах, произошедших вне организации здравоохранения, обнаружения неопознанного трупа, трупа несовершеннолетнего, иностранного гражданина, задержанного, лица, содержащегося под стражей или в местах лишения свободы, признаков насильственной смерти (обоснованного подозрения на нее), наступления смерти при неясных обстоятельствах, несогласия близких родственников на оформление факта смерти без проведения вскрытия при неясном диагнозе, поступления заявления (сообщения) гражданина или должностного лица государственного органа и иной организации о преступлении, выявления иных сведений, указывающих на возможное совершение преступления, при обнаружении в процессе патологоанатомического вскрытия признаков насильственной смерти, при отказе лечащего врача амбулаторно-поликлинической организации здравоохранения (лица, его заменяющего) в оформлении факта смерти без проведения вскрытия. Во всех вышеперечисленных случаях судебно-медицинская экспертиза является обязательной и проводится по постановлению сотрудника Следственного комитета или органа внутренних дел соответственно. Поэтому в случае назначения судебно-медицинской экспертизы настоять на ее отмене родственники умершего не имеют права.

Ответ: В соответствии с п. 2 приложения №1 к Приказу № 111 тpупы умеpших от насильственных пpичин смеpти, т.е. от механических повpеждений, отpавлений, механической асфиксии, действия кpайних темпеpатуp, электpичества, после искусственного абоpта (вне лечебного учpеждения), от дpугих насильственных пpичин а также пpи наличии обоснованных подозpений на возможность насильственной пpичины, подлежат судебно-медицинскому исследованию. В этих случаях патологоанатомическое вскpытие не пpоизводится.

О патологоанатомических вскрытиях

Для чего выполняется патологоанатомическое вскрытие?
Ответ: Патологоанатомическое исследование (вскрытие) умершего проводится в государственных организациях здравоохранения в целях выяснения характера патологических изменений в органах и тканях человека и (или) установления причины смерти (статья 32 Закона «О здравоохранении»).

Ответ: В п.1 приложения №1 к Приказу № 111 определено, что патологоанатомическому исследованию подлежат тpупы умеpших от заболеваний в лечебно-пpофилактических учpеждениях, в соответствии с Законом Республики Белаpусь «О здpавоохpанении», а также могут подлежать тpупы умеpших от заболеваний вне лечебных учpеждений, если эти больные пеpед смеpтью лечились медицинским пеpсоналом, что подтвеpждается записями в каpте амбулатоpного больного, а для детей в истоpии pазвития ребенка.

Ответ: статья 32 Закона «О здравоохранении» определяет, что патологоанатомическое исследование, осуществляемое в целях уста-новления причины смерти, проводится при наличии согласия гражданина, выраженного им при жизни в письменной или устной форме в присутствии одного или нескольких свидетелей (далее – волеизъявление умершего). В случае отсутствия волеизъявления умершего патологоанатомическое исследование проводится при наличии согласия супруга (супруги) умершего, а при его (ее) отсутствии – одного из его (ее) близких родственников (родители, совершеннолетние дети, родные братья (сестры), внуки, дед (бабка)) или законного представителя. Волеизъявление о добровольном согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому исследованию предусматривает также статья 27 Закона «О погребении и похоронном деле». В этой же статье Закона опре-делено, что волеизъявление умершего, совершенное под принуждением, считается недействительным.

Ответ: Да. В ряде ситуаций патологоанатомическое вскрытие умерших является обязательным. Это определено статьей 32 Закона «О здравоохранении» и статьей 27 Закона «О погребении и похоронном деле».

Ответ: Третья часть статьи 32 Закона «О здравоохранении» четко определяет перечень таких случаев. Обязательное патологоанатомическое исследование умершего проводится в случае:
инфекционных заболеваний или подозрений на них;
неясного диагноза заболевания, повлекшего смерть;
смерти во время и после хирургических операций, родов, перели-вания крови, анафилактического шока, инструментальных исследований;
пребывания в стационарных условиях менее одних суток;
 конфликтных ситуаций в процессе оказания медицинской помощи.

Ответ: Исходя из задач, стоящих перед патологоанатомической службой, в соответствии с п.3 Приложения 1 к приказу №111 тpупы умеpших в лечебном учpеждении на патологоанатомическое исследование напpавляются администpацией этого учpеждения, а умеpших вне лечебно-пpофилактического учpеждения – администpацией здpавоохpанения данной теppитоpии (главным вpачом ТМО, поликлиники, зав.гоp-pайздpавотделом или их заместителями). Таким образом, ни представители патологоанатомической службы, ни комитета судебных экспертиз, ни милиция, ни прокуратура, ни следственный комитет не относятся к органам, уполномоченным направлять умершего на патологоанатомическое вскрытие либо его отменять.

Ответ: В соответствии со статьей 28 Закона «О погребении и похоронном деле» исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в волеизъявлении умершего, которые согласились взять на себя обязанность по исполнению волеизъявления умершего. При отсутствии волеизъявления умершего или в случае отказа лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от его исполнения право на погребение и осуществление иных действий по отношению к телу (останкам) умершего (в том числе право на согласие или несогласие быть подвергнутым патологоанатомическому исследованию) имеют законный представитель умершего, супруг (супруга), близкие родственники умершего, иные физические и юридические лица, взявшие на себя организацию погребения. При этом следует подчеркнуть, что все действия по отно-шению к телу (останкам) умершего, в том числе право на отказ от патологоанатомического вскрытия, должны осуществляться с учетом волеизъявления, если это не противоречит законодательству, в частности, если патологоанатомическое вскрытие не является обязательными, а также, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение такого волеизъявления невозможно (статья 27 Закона «О погребении и по-хоронном деле»).

Ответ: Путем прижизненного выражения гражданином своего волеизъявления либо после его смерти лицами, имеющими право на исполнение волеизъявления в письменной или устной форме в присутствии одного или нескольких свидетелей администрации организации (учреждения) здравоохранения по месту смерти. Форма письменного волеизъявления произвольная. При этом указание причин, по которым волеизъявитель или исполнители волеизъявления не желают выполнения патологоанатомического вскрытия, не является обязательным. После рассмотрения волеизъявления администрация учреждения здравоохранения в соответствии с законодательством принимает решение о выдаче тела умершего без патологоанатомического вскрытия либо о направлении на патологоанатомическое вскрытие.

Ответ: В соответствии с п. 8 Приложения 1 к Приказу № 111 патологоанатом, проводя исследование трупа, обязан произвести вскрытие по одной из утвержденных методик полостей черепа, груди, живота (при необходимости – и позвоночный канал) с внимательным осмотром всех органов, их измерением и взвешиванием.

Ответ: Согласно п. 18. Приложения 1 к приказу №111 во вpемя патологоанатомического вскpытия обязательно пpисутствует лечащий вpач умеpшего больного и пpедставитель администpации лечебно-пpофилактического учpеждения, напpавившего тpуп. Дpугие вpачи, слушатели медицинских учреждений образования, студенты могут пpисутствовать пpи вскpытии только с pазpешения заведующего патологоанатомическим отделением или вpача-патологоанатома, пpоводящего исследование. Таким образом, присутствие на патологоанатомическом вскрытии родственников умерших или иных лиц, за исключением вышеуказанных, не предусматривается.

Ответ: В соответствии со статьей 46 Закона «О здравоохранении» в случае смерти пациента информация о результатах патологоанатомического исследования составляет врачебную тайну. По желанию пациента, уполномоченных им лиц или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона (а именно – супруга (супруг) или близкие родственники (родители, совершеннолетние детеи, родные братья (сестры), внуки, дед (бабка)), опекуны и попечители несовершеннолетних), организации здравоохранения выдают выписки из медицинских документов, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы (например, врачебное свидетельство о смерти (мертворождении)), содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В тоже время, согласно Приложению №8 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 1993 г. № 111 «О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы Республики Беларусь» протоколы вскрытия для ознакомления и их копии родственникам не выдаются.

О врачебном свидетельстве о смерти (мертворождении)

Ответ: Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2010 г. № 168 форма 106/у-10 «Врачебное свидетельство о смерти (мертворождении)» (далее – свидетельство) выдается в соответствии с пунктом 7.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Нацио-нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590). Свидетельство выдается больницей, госпиталем, медико-санитарной частью, диспансером, родильным домом, центром, домом-ребенка, хосписом, поликлиникой, амбулаторией, клиникой медицинского учреждения образования, патологоанатомическим бюро, службой судебно-медицинских экспертиз, медицинским научно-практическим центром, медицинской научно-исследовательской организацией.

Ответ: Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2010 г. № 168 врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) заполняется:
– лечащим врачом организации здравоохранения или врачом, его заменяющим, на основании наблюдения за пациентом (в случае мертворождения или смерти ребенка первого года жизни – на основании наблюдения за течением беременности и родов у матери ребенка (плода); записей о наличии патологических состояний, которые могут привести к смерти и отражающих состояние пациента (в случае смерти вне больничной организации – в течение 6 последних месяцев жизни), в соответствующих формах медицинских документов, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
– врачом-патологоанатомом или государственным медицинским судебным экспертом – на основании изучения медицинских документов (при их наличии) и результатов вскрытия.
Таким образом, без проведения вскрытия врач-патологоанатом или государственный медицинский судебный эксперт не имеют права заполнять данный документ.

Ответ: Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2010 г. № 168 врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) выдается лицам, которые в соответствии с законодательными актами вправе делать заявление о регистрации смерти. Данный документ выдается в день обращения бесплатно и имеет бессрочный период действия.

Ответ: Для получения формы 106/у-10 «Врачебное свидетельство о смерти (мертворождении)» необходимо предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность умершего, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося.

Ответ: Следует обратиться в организацию, выдавшую свидетельство, которая в соответствии с законодательством и на основании находящихся на хранении медицинских документов выдаст новое врачебное свидетельство о смерти (мертворождении) с пометкой в правом верхнем углу «Повторно».
О пособии на погребение

Ответ: Согласно статье 31 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» от 12 ноября 2001 года № 55-З (с изменениями и дополнениями) лицам, взявшим на себя организацию погребения умершего (за исключением лиц, имеющих право на возмещение расходов на погребение в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и не получившим на безвозмездной основе гарантированные услуги по погребению, выплачивается пособие на погребение, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти, а в случае длительного розыска умершего - не позднее шести месяцев со дня захоронения.

Ответ: Статья 32 Закона «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Пособие на погребение умершего пенсионера выплачивается в размере выплачиваемой (подлежащей выплате) ему месячной пенсии, но не менее средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Пособие на погребение умершего инвалида Великой Отечественной войны, лица, получавшего пенсию за особые заслуги перед республикой, выплачивается в размере двухмесячной суммы назначенной ему пенсии, но не менее средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.
Размер пособия на погребение определяется на день смерти, а в случае, если по причине длительного розыска умершего погребение осуществлялось позднее установленного дня смерти, - на день захоронения на основании документов, удостоверяющих этот факт.

Ответ: В целях реализации права на пособие на погребение в соответ-ствии с Законом постановлением Совета МинистровРеспублики Бела-русь от 10.07.2015 № 585 утверждено Положение о порядке выплаты пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации (далее – Положение).
Выплата пособия на погребение осуществляется:
в случае смерти пенсионера, застрахованного, уплачивающего взносы самостоятельно в порядке, установленном законодательством, а также лица, на которое в течение не менее 10 лет распространялось государственное социальное страхование и за него либо им самим упла-чивались взносы (далее – незастрахованный), или детей указанных лиц – органами по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии либо по месту жительства (месту пребывания) застрахованного, незастрахованного. При этом в случае смерти пенсионера, получавшего досрочную профессиональную пенсию, застрахованного, уплачивающего взносы самостоятельно, или их детей пособие на погребение выплачивается на основании поручения на выплату пособия на погребение, выдаваемого органом Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) (пункты 8, 13 Положения);
в случае смерти застрахованного (кроме застрахованных, уплачивающих взносы самостоятельно в порядке, установленном законодательством, или являющихся пенсионерами) – плательщиком взносов по последнему месту работы умершего (пункт 7 Положения);
в случае смерти детей застрахованного – плательщиком взносов по месту работы одного из родителей (усыновителей, удочерителей), опекуна, попечителя (пункт 7 Положения);
в случае смерти безработного или его детей – по месту регистрации безработного (пункт 12 Положения).
Согласно пункту 2.35 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных проце-дурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», лицом, обратившимся за пособием на погребение, представляются:
заявление;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
справка о смерти – в случае, если смерть зарегистрирована в Республике Беларусь;
свидетельство о смерти – в случае, если смерть зарегистрирована за пределами Республики Беларусь;
свидетельство о рождении (при его наличии) – в случае смерти ребенка (детей);
справка о том, что умерший в возрасте от 18 до 23 лет на день смерти являлся обучающимся или воспитанником учреждения образования, – в случае смерти лица в возрасте от 18 до 23 лет.
Пунктом 13 Положения определен порядок подтверждения периодов уплаты обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование для назначения пособия на погребение в случае смерти лица, на которое на дату смерти или в течение не менее 10 лет распространялось государственное социальное страхование и за него либо им самим уплачивались взносы (за время до 1 января 2003 года – в порядке, установленном для подтверждения периодов работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности для назначения пенсии; за время с 1 января 2003 года – справкой органа Фонда по форме, утверждаемой правлением Фонда).
В целях обеспечения своевременной выплаты пособия на погребение в случаях, когда выплата пособия на погребение по последнему месту работы умершего не может быть произведена в счет начисленных взносов в связи с тем, что плательщик взносов не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и не начисляет взносы, пособие на погребение выплачивается органом по труду, занятости и социальной защите по последнему месту жительства (месту пребывания) умершего на основании поручения органа Фонда по месту постановки на учет плательщика (пункт 10 Положения).

Об оказании ритуальных услуг

Ответ: Согласно п. 14. Приложения 1 к приказу №111 после патологоанатомического вскpытия пpоизводится туалет тpупа, включающий зашивание pазpезов, обмывание, дезинфекцию (пpи необходимости), после чего тело выдается pодственникам умеpшего, сотpудникам похоpонного бюpо или лицам, заменяющим их. Выдача осуществляется сотpудниками патологоанатомических отделений или сотpудниками лечебно-пpофилактических учpеждений, если в них патологоанатомическая служба отсутствует. Данные действия являются бесплатными.

Ответ: По выбору лица, взявшего на себя организацию погребения, государство гарантирует выплату пособия на погребение либо предоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, предусмотренных статьей 30 Закона «О погребении и похоронном деле». Перечень безвозмездных гарантированных услуг по погребению утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечня социально значимых товатов (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами».
Услуги, перечисленные в вопросе, не входят в данный перечень, являются дополнительными и предоставляются на платной основе.
Дополнительные платные ритуальные услуги предоставляются по желанию лиц, взявших на себя организацию погребения, соответственно от них можно отказаться.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 фев-раля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» дополнительные платные ритуальные услуги не входят в перечни товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государственными органами Республики Беларусь. В связи с чем цены на дополнительные ритуальные услуги являются свободными. В УЗ «Могилевское областное патологоанатомическое бюро» цены на дополнительные ритуальные услуги обоснованны экономическими расчетами и сформированы на основании калькуляции.

Ответ: Оплата услуг осуществляется по заключенным договорам согласно утвержденному начальником бюро прейскуранту через кассу учреждения с выдачей кассового чека либо через учреждения банков, системы интернет-банкинга, банкоматы и инфокиоски. Расчеты осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме.